Главный тормоз реформ в Украине — олигархи

Главный тормоз реформ в Украине — олигархи

Загрузка...

Что общего между американскими миллиардерами и нашими олигархами, которые сбили капитал, грабя государство?

Почему в Украине не идут перемены к лучшему? Вариантов ответов на этот вопрос много.

А вот недавно в европейском парламенте нашим депутатам намекнули, что уже подозревают, в чем проблема. И резко раскритиковали украинских богачей. Мол, именно из-за них все проблемы. Они вывели деньги за границу, присосались, как пиявки, к государственной казне, блокируют любые действия, направленные на то, чтобы уменьшить монополию на рынках и снизить цены для людей. А еще – сами изрядно заинтересованы в сохранении коррупции в стране, потому что с ее помощью поддерживают свои интересы в тендерах, подрядах, приватизации, судах и т.д.

Надо признать, что критика европейцев не лишена смысла. Наши миллиардеры действительно мало похожи на американских, которые сбили капитал своими силами и умом. Наши стали миллиардерами, косвенно грабя людей – через спецдоступ к ресурсам страны. Как это происходило, на прошлой неделе признался миллиардер Коломойский. Платишь взятки в размере миллионов долларов ежемесячно – и получаешь лакомое госпредприятие едва ли не в пожизненное пользование. Коломойский утверждает, что взятки доходят прямо к Президенту – без его воли законы, которые обеспечивали бы доступ к лакомым кускам собственности, не появлялись.

Ну, скажите, какой завод построили наши основные богачи страны за 20 лет? Зато на лом их усилиями пошли сотни предприятий. И теперь понятно – почему: олигархи получали заводы за бесценок, заплатив взятки, и высасывали из них все соки.

А потом – бросали.

Отвратительно слушать, например, Фирташа, который на днях снова рассказывал о реформах, которые хочет проводить. Он словно забыл, что совсем недавно сделал нищими тысячи человек, доведя до банкротства банк «Надра», который ему принадлежит. А где деньги банка «Надра»? Фирташ искренне признается, что вывел их за рубеж, в оффшоры.

Вот такие, как говорят, пироги. Стране нужны перемены, но они, похоже, не нужны олигархам, их все устраивает.

Хуже всего, что эти люди скупили не только заводы. Они скупили и партии, которые делают анемические попытки что-то изменить, но, кажется, каждый раз, наткнувшись на интересы своих спонсоров, замирают.

Действительно ли олигархи является основным общественным злом в Украине? Каким образом можно отстранить их от власти? Возможно ли такое вообще? Об этом – в беседе с политологами Ярославом Оберемком, Анатолием Сорокиным и Войцехом Мирчинським.

– Действительно ли именно олигархи – сегодня крупнейший барьер для изменений на нашем пути в Европу?

Я. Оберемко:

— Я считаю, что это действительно так. Хотя и от них и их окружения мы сейчас часто слышим, что, мол, олигархи – это нормально, в свое время тот путь прошли США и европейские страны. На самом деле мы должны осознавать, что в Америке и Европе все те, кого прежде называли баронами, а затем капитанами индустрии, свои состояния заработали тяжелым трудом! Собственный бизнес они начинали с нуля, иа не покупали за копейки на липовых аукционах и за счет приватизационных ваучеров. Именно благодаря этим людям Америка стала такой, какой мы видим ее сегодня.

– А что же наши миллиардеры?

А. Сорокин:

— Это скорее не миллиардеры, а бароны, которые в большинстве своем «ресурсники». Они находятся в самом низком звене в цепи производства товаров и услуг. Украинские олигархи выкачивают ресурсы из земли, проводят первичную переработку и в таком виде продают за границу. Большинство из них за все годы независимости Украины действительно не построили ни одного предприятия, не создали новых рабочих мест, не ввели ни одной инновационной технологии. Зато и дальше эксплуатируют советский хлам, который им достался практически даром с помощью темных приватизационных схем.

В. Мирчинский:

— Только один пример: прибыль металлургических предприятий Рината Ахметова составляет разница между себестоимостью металла и ценой его продажи. То есть наиболее некачественный в мире украинский металл продают по минимальным ценам, а цена его производства самая низкая в мире. Притом украинские антрациты угля, которые используют в украинской металлургии, самые дорогие в мире. В любой цивилизованной стране при таких условиях от металлургии давно бы отказались, перевели бы ее на новейшие технологии. Но зачем олигархам тратиться на новые технологии, если убытки от такого «бизнеса» им покрывает государство, то есть мы с вами? Поэтому из-за скудоумных, но невероятно алчных олигархов наша страна сейчас фактически превратилась в европейского бомжа.

– Почему же Порошенко не попытается обуздать аппетиты олигархов?

Я. Оберемко:

— Потому что олигархи – это и есть настоящая власть. Они финансируют партии и парламентские фракции, назначают своих министров, прокуроров и судей, подкармливают высоких должностных лиц «материальной помощью» в конвертах. А все потому, что настоящей цивилизованной конкуренции они боятся как огня. Потому что они никогда не были настоящими предпринимателями, а весь их «бизнес» построен на монополизме, доступе к теневым схемам приватизации и бюджетному корыту.

А. Сорокин:

— Поэтому сейчас мы особенно часто слышим от них тезис: мол, что лучше – богатая Украина с олигархами во власти или бедная Украина с олигархами в тюрьме? На самом деле, таким образом наши олигархи пытаются спасти свое положение. История развития мира показывает, что ни одна страна не может с олигархами стать богатой. И уж точно невозможно разбогатеть, если олигархи формируют правящую элиту. Любая страна, которая хочет перейти от бедности к богатству, прежде всего, избавляется от олигархов. Через это прошли все развитые ныне государства Запада.

Избавиться не физически, а превратив их в стандартных налогоплательщиков, живущих по общепринятым правилам.

В. Мирчинский:

— А я не верю в такую ​​возможность. В то, что можно превратить их в производительных бизнесменов через государственные ограничения. Но это не что иное, как очередная попытка обмануть народ. Ибо те, кто таким образом хочет замаскировать олигархат, фактически оставив ему все преференции, не способны объяснить: каким образом государство, которым руководят олигархи, может заставить их себе служить? Ведь олигархи существуют только за счет государства. Они не могут быть продуктивными членами общества, потому что для этого нужно иметь незаурядные таланты, а не только хватательно-жевательные рефлексы.

– Что же тогда делать?

В. Мирчинський:

— По крайней мере треть народных депутатов и министров не находится под прямым влиянием олигархов. Если на стороне этой части украинской политэлиты и Президент, то не все так уж безнадежно. Особенно если позвать на помощь дядю Сэма. Арест Фирташа американской Фемидой наглядно показал, что США могут стать едва ли не главной опорой украинской власти в борьбе с олигархатом.

Если в кабинеты к нескольким неприлично богатым украинцам зайдут люди из ФБР и популярно объяснят, на каких принципах должна строиться сотрудничество с нынешней властью, то, думаю, такая беседа им навсегда испортит аппетит к государственному корыту. Если бы на это была воля Президента и еще нескольких высших руководителей государства, то олигархам мы могли бы таким образом положить конец за один день.

Я. Оберемко:

— Да, хотя наши олигархи и не отличаются особым интеллектом, однако инстинкт самосохранения у них хорошо развит. У Ахметова, Фирташа, Пинчука, Коломойского и многих других есть активы не только в Украине, но и в США и Западной Европе. Более того, именно в этих странах они сохраняют свой основной капитал, который, согласно подсчетам экспертов, суммарно составляет почти 100 000 000 000 долларов.

А. Сорокин:

— У каждого из этих персон за плечами отнюдь не безупречная история, и в случае, если они не захотят принять «предложение, от которого нельзя отказаться», их прошлым может заинтересоваться прокуратура США. И «накопает» она на них полностью. А это значит для нынешних хозяев жизни в Украине лишь одно: прощайте родные заморские виллы, пентгаузы и яхты, здравствуй американский «Алькатрас». И выход у них будет также один – бежать в Россию, где их, обнищавших, разденет до нитки путинский режим.

Я. Оберемко:

— А еще следует ввести компенсационный налог, который бы компенсировал Украине разницу между реальной стоимостью присвоенных олигархами предприятий и тем, что они заплатили де-факто на «черных» аукционах. Кроме того, следовало бы ввести такой налог и на потерянную бюджетом страны налоговую прибыль за все годы бурной оффшорной деятельности олигархов. В цивилизованном мире давно существуют такие механизмы. Если бы мы начали хотя бы с этого, то Запад пошел бы нам навстречу во всем остальном.

– Но, судя по всему, власть, Порошенко, так сказать, проявляет нерешительность. Что может это изменить?

А. Сорокин:

— Сегодня олигархи в правящих партиях и дальше заказывают музыку. Поэтому гражданское общество должно приложить все усилия, чтобы поломать эту порочную схему. В частности, оно должно давить на парламент, чтобы финансирование политических сил происходило через частичную компенсацию из бюджета расходов на избирательную кампанию партиям, которые проходят в парламент.

В. Мирчинський:

— Не забывайте и о том, что в мире существует многомиллионная украинская диаспора. Если к имениям Ахметова в Лондоне, Коломойского – в Цюрихе, Пинчука – в Давосе, Фирташа – в американской Луизиане хотя бы раз в неделю начнет приходить несколько тысяч манифестантов в вышиванках и с лозунгом «Отдайте Украины награбленное!», то через месяц владельцы элитной недвижимости сами сдадутся. Возможно, это и преувеличение, но такое психологическое давление будет действовать. Все же помнят, как в дни Евромайдана Ахметов извинялся перед своими респектабельными соседями в его лондонском доме за «неудобства», которые создавали украинские митингующие.

Я уже не говорю о полевых командирах и бойцах-патриотах из зоны АТО, которые свой приход в политику должны ознаменовывать не только участием во временных политтехнологических проектах, как это происходит сейчас, но и в случае необходимости – поступками прямого действия.

Удивительно, что люди в униформе в парламенте такие пассивные. Неужели их тоже уже купили оптом?

Я. Оберемко:

— Олигархи должны либо измениться, либо уйти. Пусть мы заплатим еще дополнительную цену за то, чтобы от них избавиться, но раз и навсегда решим проблему.

Юрий Грыцык, «Экспресс»