Как убили Степана Бандеру. Расследование из Гарварда

Как убили Степана Бандеру. Расследование из Гарварда

Загрузка...

В одной из рассекреченных ЦРУ папок, которая имела отношение к расследованию убийства президента Кеннеди, нашлась исчерченная агентами публикация из гамбургского журнала «Штерн» о деле Сташинского. Означало ли это, что ЦРУ видел какие-то параллели между убийством Бандеры и Кеннеди?

Что читаем? Книга Сергея Плохия “По червоному сліду. Убивство у Мюнхені” – Харьков, “Клуб сімейного дозвілля”, 2017

4 ноября 2017 года Богдан Сташинский, убийце Степана Бандеры должно было исполниться 86 лет. Или исполнится: он может быть еще живым.

Часть крестьян Борщовичей верит, что по крайней мере один раз Сташинский возвращался в родное село на Львовщине. Некоторые утверждают, что он до сих пор приезжает посмотреть на родной дом и могилы родителей.

Сергей Плохий попытался реконструировать судьбу одного из самых известных советских киллеров.

Эта книга обречена стать бестселлером. Ведь она понравится и тем, кто Бандеру чтит, и тем, кто его ненавидит. Ибо вторые будут иметь элемент компенсации: в книге объект их антипатий уничтожают. Для тех, кто считает Бандеру героем – это важное расследование всех обстоятельств и версий его убийства.

На страницах книги появляются совершенно неожиданные детали. В одной из рассекреченных ЦРУ папок, которая имела отношение к расследованию убийства президента Кеннеди, нашлась исчерченная агентами публикация из гамбургского журнала «Штерн» о деле Сташинского.

Означало ли это, что ЦРУ видел какие-то параллели между убийством Бандеры и Кеннеди? Или видели в Далласком убийстве кагэбистскую тень мюнхенского?

Это было идеальное убийство. Немецким следователям оставалось подозревать всех. Но предъявить обвинение кому-то конкретно они не могли. Не было ясно, каким образом цианид попал в желудок Бандеры.

Кто-то подозревал даже самоубийство на фоне сложных отношений проводника с собственной женой.

В смерти Льва Ребета, которого Сташинский отравил двумя годами ранее, версия убийства даже не рассматривалась. Врачи и следователи не увидели ничего подозрительного в смерти украинского публициста.

Если бы Сташинский сам не сдался федеральным властям – секреты советских спецслужб так и оставались бы секретами. Никто сегодня не может сказать точно, сколько своих врагов СССР уничтожил совершенно без следов внешнего вмешательства – тем же, или подобным оружием, как Ребета или Бандеру.

Богдан Сташинский воспроизводит обстоятельства убийства Ребета для следственного эксперимента. В свернутой газете было спрятано тайное оружие. Фото: из архива Мюнхенской криминальной полиции, сентябрь 1962

Эта книга отвечает на вопрос, почему в условиях новой Холодной войны, которую развязал Путин, Кремль не спешит рассекречивать тайные архивы советских спецслужб.

Сергей Плохий вспоминает попытку отравления радиоактивным таллием агента-перебежчика Николая Хохлова, а в памяти всплывают успешное покушение на Александра Литвиненко в Лондоне или, к счастью, менее успешное – диоксином на будущего президента Украины Виктора Ющенко.

Методы КГБ до сих пор использует ФСБ. Убийство Бандеры имеет слишком длинную тень.

Читая эту книгу, раз за разом наталкиваешься на подобные «уши» московских спецслужб, торчащие там и здесь, тогда и теперь.

Сергей Плохий приводит пример того, как КГБ прибегало к разного рода спецоперациям. Например, создавало из ФРГ – центр антисемитизма.

Советские агенты в конце 1950-х осквернили могилы на еврейском кладбище в одной из провинций. Большинство немецких крестьян из окрестностей осудило вандализм, но нашлись молодые люди, которых эти “активные мероприятия” КГБ подтолкнули к хулиганской самодеятельности. Слишком напоминает сегодняшние реалии уничтожения украинских могил в Польше, а польских – в Украине, не так ли?! Кажется, кто-то в ФСБ просто перечитал старые архивы КГБ.

Старый опыт дезинформации, который КГБ десятилетиями нарабатывал во время Холодной войны, теперь активно используют в войне гибридной. Ничего нового Кремль не придумал – в ФСБ сдувают пыль со старых папок и методичек. И действуют.

Часть книги Плохия посвящена именно таким спецоперациям, которые советские спецслужбы осуществили, чтобы дезавуировать свою причастность к политическим убийствам в Западной Европе. Как тогда, так и теперь западное информпространство “заливали” откровенной ложью, “утками”, фальшивыми версиями, которые противоречат друг другу.

“Чекисты распространили 3 миллиона 221 тысячу листовок, помогли напечатать 126 книг и брошюр, 3097 газетных статей, направленных против политики США и их союзников. При финансировании КГБ за рубежом выходило 15 газет и журналов”, – пишет Сергей Плохий.

В случае с убийством Степана Бандеры пытались запустить версию, что его убили, потому что он перешел дорогу бундесминистру Оберлендеру. Якобы тот боялся, что украинский лидер может свидетельствовать в суде об участии Оберлендера во львовских погромах июня-июля 1941 года.

Ради этого на свет божий извлекли Стефана Липольца, еще одного перебежчика (уже с запада – на восток). В Восточном Берлине созывают пресс-конференцию, на которой Липольц попытался убедить в совершенно отличной от версии Сташинского.

Липольц родился на Волыни, в семье немецких колонистов. После аннексии Волыни СССР отправился на получение статуса фольксдойче и, пользуясь дружескими отношениями Третьего рейха и СССР, переселился на запад. После Второй мировой осел в Мюнхене. Там подружился с украинцами, многие из них были членами ОУН-б.

Липольц заявил, что на него вышли представители западно-германских спецслужб. Он получил приказ подсыпать Бандере ядовитый порошок в пищу. По его словам, Бандеру хотели убрать еще и потому, что тот якобы отдавал предпочтение британской разведке и мешал немцам использовать своих людей в разведывательных операциях против Советского Союза.

Липольц не смог выполнить приказ, но утверждал, что знал, кто это сделал. И, по его словам, это был не Сташинский.

Бандеру убил приближенный к Бандере (так утверждал Липольц) Дмитрий Мыскив. 15 октября 1959 года Мыскив обедал с Бандерой и подсыпал ему яд. Позже Мыскив умер – в марте 1960-го года.

“Очевидно федеральная разведка готовила мне такую же судьбу”, – сказал Липольц журналистам.

Пресс-конференция Липольца была организована Штази и КГБ слишком поспешно. Агента, когда работал на западе, решили использовать для распространения дезинформации. Надежды были на то, что никто не будет проверять детали этой версии.

Эти материалы действительно разошлись было по европейской прессе. Но вскоре выяснилось, что Мыскив не мог отравить Бандеру – в этот день он был не в Мюнхене, а в Риме. ОУН-б быстро это доказала, еще до того, как западная пресса клюнула на эту версию коммунистических спецслужб.

Сташинскому пришлось доказывать следствию, что это именно он убил Бандеру. Следователи ему не верили и только после того, как экспертизы подтвердили правдивость подробностей, которые никто не мог знать, – стало ясно, что они имеют дело с настоящим убийцей Степана Бандеры и Льва Ребета.

История Сташинского предоставляется для многосерийного документального сериала. В молодости он был сторонником украинского подпольного движения. Но оказался под колпаком советских спецслужб. У Сташинского был сложный выбор: пойти на сотрудничество со спецслужбами и спасти родителей от ссылки в Сибирь, или сохранить верность идеям борьбы за украинскую независимость и обречь семью на репрессии.

Это был сложный выбор. Родители его выбора не поняли. Хотя сын считал, что спасает таким образом их жизни. Также он привел своими действиями к убийству жениха родной сестры. Конечно, вскоре он стал изгоем для семьи. А со временем отрекся и своего украинства.

Позже Сташинский предаст и своих новых хозяев. Да, он влюбился. Во время одного из заданий он встретил немецкую девушку. КГБ потом будет против их брака. Руководство Сташинского настаивало затем на аборте, когда Инге забеременела.

Свадьба Сташинского и Инге Поль. Восточный Берлин, март 1960 года

Сташинский понемногу терял доверие руководства. И все больше попадал под влияние своей жены. После того, как они случайно нашли “прослушку” в своей московской квартире, решение было принято: надо бежать на Запад. Но, кажется, в КГБ тоже видели эволюцию своего суперагента, который уже получил один из самых высоких орденов СССР за выполнение двух политических убийств.

Супруги просилось обратно в Германию. Руководство КГБ поставило условие: поехать должен кто-то один. Или он, или она. То, что один из них превращается в заложника и гарантию возврата другого, даже не сильно старались скрыть. Инге отправляется к родителям. Богдан договаривается о кодовых словах, которые позволят им понять в переписке, удастся ли организовать побег на Запад.

Под предлогом нездоровья Инге остается рожать в Германии, рождает, но вскоре сын Сташинских умирает. Богдана Сташинского отпускают на похороны сына. Киллера переправляют в Берлин военным самолетом. Его почти все время сопровождает несколько агентов спецслужб.

Каково же было их удивление, когда на похоронах сына не появились ни отец, ни мать. Инге и Богдан скрылись.

Сташинский с женой бежали именно в тот день, когда начали строить Берлинскую стену. Если бы они сделали это на 3 часа позже – их бегство бы провалилась. Затем будет следствие и суд. На 388 странице начинаешь сочувствовать Сташинскому. Он смог завоевать симпатии суда и части западной прессы. Приговор удивил: вместо двух пожизненных сроков он получает 8 лет заключения.

Но даже этот срок он не отбыл до конца. Сташинского отпустили раньше. А потом – его след растворяется в тумане истории.

Имела ли место какая-то сделка с какой-то из спецслужб, которая позволила надеяться на мягкие сроки заключения? Почему семья Ребета простила Сташинскому убийство мужа и отца? Как на все это реагировала оуновская эмиграция? Как стало известно о продолжении истории Сташинского в Южной Африке? Почему ЦРУ внимательно следило за ходом этой истории?

Понятное дело, что автор не только пытается найти в рассекреченных архивах ответы на эти вопросы, но и подробно описывает все сложности подготовки убийства, его реализации, расследования и суда над убийцей. И здесь надо сказать, что историческая книга превратилась не просто в увлекательный детектив. “По червоному сліду. Убивство у Мюнхені” – на самом деле живой портрет Холодной войны на фоне истории почти шекспировского героя. Вернее – антигероя.

Фраза. “Супруги Сташинские-Леман выехали из Берлина в Москву 9 мая 1960 года, в пятнадцатую годовщину советской победы над нацистами. Они сделали остановку в Варшаве. Родственникам Инге молодожены сказали, что жить будут именно там. Тамошний оперативник дал Богдану польские открытки, марки и список цен на продукты и товары. Тринадцатилетний брат Инге просил прислать открытки и марки. Цены были нужны, чтобы писать родственникам Инге о жизни в Варшаве. КГБ выдало супругам почтовый адрес в Варшаве, оттуда письма переправляли в Москву. Письма в Берлин шли в конвертах с варшавскими марками. Родственникам сказали, что вернутся через год.”

Напоминаем, Сергей Плохий – профессор истории и директор Украинского научного института Гарвардского университета, автор многих научных и научно-популярных книг: “Брама Європи”, “Остання імперія” и др.

Александр Зинченко, опубликовано в издании Історична правда


Шановним патріотам і тим, хто бажає підтримати Україну і знати набагато більше ?!!!!

Підтримай українский проект –лайк на сторінку, ставай одним з нас, ставай поруч з нами!!! Слава Україні!

Приєднуйтесь до обговорення новин у Фейсбуці:  Група УКРАЇНЦІ – ЄДНАЙМОСЯ! Фейсбук. Підтримай Україну! Тисни лайк та поширюй!

Приєднуйтесь до обговорення новин у Фейсбуці: POLITINFO