КРЫМ НАШ, А ВОТ ПРИДНЕСТРОВЬЕ УЖЕ НЕ ОЧЕНЬ

КРЫМ НАШ, А ВОТ ПРИДНЕСТРОВЬЕ УЖЕ НЕ ОЧЕНЬ

Загрузка...

Приднестровье срочно нуждается в российских деньгах.

На фоне конфликта на Украине эффект взрыва гранаты вызвало заявление о том, что Приднестровье может стать особым районом в составе Молдавии. С ходу начали плодиться конспирологические версии, особенно после неудачного визита в Москву главы ПМР Евгения Шевчука. Нет, Москва Тирасполь не «сдает». Но и снабжать деньгами теперь отказывается.

Замглавы МИД РФ Григорий Карасин, в частности, заявил, что «Приднестровье могло бы быть особым районом в составе Молдовы», чем поверг в шок весь политический истэблишмент непризнанной республики. Ранее глава МИДа и непосредственный начальник Карасина Лавров, напротив, утверждал, что Россия может признать независимость Приднестровья. Эти два заявления, исходящие из одного и того же ведомства (ответственного за политику в отношении как Молдовы, так и Приднестровья), только на первый взгляд противоречат друг другу. На деле они вырваны из контекста и путем вольных интерпретаций используются всеми заинтересованными сторонами в своих целях. Это, впрочем, беда всех республик «с подвешенным статусом» и всех, кто играет на данном поле.

«Москва резко сократила объемы финансирования Приднестровья. Финансовые вливания в Абхазию и Южную Осетию также подверглись корректировке»
На деле и Лавров, и Карасин определили определенные условия, при которых описанные ими события могут теоретически произойти. Вне контекста этих условий оперировать высказываниями обоих дипломатов – почти что провокация. Так, Лавров четко сказал, что Россия признает независимость Приднестровья только в том случае, если Молдова откажется от внеблокового статуса, то есть или войдет в НАТО как самостоятельная единица, или будет просто поглощена Румынией, уже входящей в этот военно-политический блок. А Карасин, в свою очередь, предположил, что Приднестровье может стать «неким районом с особым статусом» в составе Молдовы только в том случае, если Кишинев откажется от вступления в НАТО и даст «особые гарантии» Тирасполю, с которым у России существуют договорные обязательства. «Приднестровская Молдавская Республика является нашим партнером, с которым подписана серия межведомственных соглашений», – подчеркнул замглавы МИДа.

Карасин, кстати, довольно подробно (а это формату его выступлений не свойственно) остановился на том, что в Кишиневе еще не до конца сформировано правительство. Консультации между Россией и Молдовой были прерваны именно по этой причине и скоро могут возобновиться. Косвенно об этом упомянул и Лавров, который считает, что многое станет понятно после того, как в Молдове сложится правящая коалиция. Таким образом, российская сторона просто выжидает, чтобы понять, кто именно будет в ближайшее время руководить Молдовой – сторонники радикальной евроинтеграции или прагматики, ориентированные на сотрудничество с Россией. И еще не факт, что новое правительство в Кишиневе окажется настолько устойчивым, чтобы с ним можно было бы договариваться по вопросу, который требует сбалансированного решения на срок длительностью в десятилетия.

Другое дело, что приднестровский вопрос перешел сейчас в острую фазу в силу внешнего давления: украинского кризиса, позиции Украины по отношению к Приднестровью (она радикализуется на глазах) и активизации внешней политики Румынии на этом направлении. В итоге экономические трудности в самом Приднестровье лишь подтолкнули Тирасполь к лихорадочному поиску новых решений, а также денег, за которыми прилетел в Москву президент ПМР Шевчук.