Коррупция в УКРЧАСТОТНАДЗОРЕ!

Коррупция в УКРЧАСТОТНАДЗОРЕ!

Загрузка...

Борьба за победу в тендере MNP вступила в новую фазу противостояния. После обращения нескольких участников тендера в Хозяйственный суд и Антимонопольный комитет, УГЦР и проигравшие стороны обменялись публичными выпадами. Регулятор 8 февраля провел пресс-конференцию, на которой заявил, что готов отстаивать свой выбор в любых судах. Но уже на следующий день компания «Эс Ай Центр» провела собственную пресс-конференцию, где совместно с представителем «Технический центр Интернет» обвинила УГЦР в «освоении» лишних 32 млн грн.

Кратко расскажем предысторию скандальных тендерных торгов. 25 января в Украинском государственном центре радиочастот (УГЦР) подвели результаты второго тендера по разработке и внедрению Автоматизированной системы «Централизованная база данных перенесенных номеров», необходимой для запуска в Украине услуги по сохранению номера при смене оператора (MNP — Mobile Number Portability). Всего заявки на участие в тендере подали 6 компаний:

  • Общество с ограниченной ответственностью «Хуавей Украина», которое вышло на торги совместно с «Технический центр Интернет», с ценой 26,932 млн грн (стоимость техподдержки составляет 250 тыс. грн в год).
  • Дочернее предприятие со 100% иностранными инвестициями «Эрикссон» с ценой 107,666 млн грн.
  • Общество с ограниченной ответственностью «Диалинк» с решением от литовской «Медифон», с ценой 71,774 млн грн.
  • Общество с ограниченной ответственностью «Эс Ай Центр» совместно со словенской Teletech, стоимость за проект 39,582 млн грн (в эту стоимость включена техподдержка на 3 года).
  • Государственное предприятие «Украинские специальные системы» — 89,271 млн грн.
  • Общество с ограниченной ответственностью «Т4В» (Польша) — 82,283 млн грн. (без НДС).

По «странному» совпадению, от участия в тендере были отстранены две компании, которые подали на рассмотрение самые дешевые предложения: «Хуавей Украина» и «Эс Ай Центр».

Причина показалась весьма надуманной: «Хуавей Украина» якобы не смогла доказать свою финансовую состоятельность. Хотя материнской компанией «Хуавей Украина» является китайская транснациональная корпорация Huawei с капитализацией почти 50 млрд долл и чистой прибылью около 3 млрд долл.

Компанию «Эс Ай Центр» сняли с тендера, поскольку предприятие, по мнению тендерной комиссии, не смогло доказать свое соответствие квалификационному критерию «Наявність фінансової спроможності». Кроме того, регулятору не «понравилась» нулевая стоимость техподдержки в течение трех лет, которую должна была обеспечить компания «Эс Ай Центр». По мнению Вадима Гулько, Председателя Комитета по конкурсным торгам государственного предприятия «Украинский государственный центр радиочастот», такой подход не отвечает условиям тендера.

Также от торгов отстранили государственную компанию «Украинские специальные системы», поскольку она не смогла доказать опыт разработки, внедрения и поддержки автоматизированных систем поддержки услуг по переносу номеров (Mobile Number Portability — MNP) не менее, чем в одной стране мира за последние три года. В итоге победителем тендера признана компания «Диалинк» с решением от литовского разработчика «Медиафон», стоимость которого в почти в 2,5 раза выше, чем самое дешевое предложение. Очевидно, что затраты на внедрение MNP операторы впоследствии попытаются компенсировать за счет своих абонентов. Это означает, что чем выше стоимость решения для MNP, тем большая ценовая нагрузка ляжет в конце концов на конечных потребителей услуг мобильной связи.

В то же день компании «Эс Ай Центр» и «Технический центр Интернет» заявили, что не согласны с решением УГЦР отстранить их от участия в тендере и обратятся в различные инстанции для его обжалования.

Доводы «Эс Ай Центр»

На проведенной на прошлой неделе пресс-конференции Дмитрий Зарахович, генеральный директор «Эс Ай Центр», решительно опроверг все обвинения УГЦР касательно финансовой несостоятельности и некорректно проставленной стоимости технической поддержки. «В тендере не были прописаны методики оценки финансовых результатов компании. Мы считаем, что выполнили все требования. Финансовая платежеспособность «Эс Ай Центр» подтверждается размером ее уставного капитала в 500 тысяч грн. и тем фактом, что учредителем предприятия является «Софтинвест Холдинг» с размером уставного капитала в 7 млн. грн. и основными средствами на конец 2015 года почти 5 млн. грн. Кроме того, в 2015 году компания уже побеждала в тендере Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, и выполнила все взятые на себя обязательства». В качестве доказательства финансовой состоятельности «Эс Ай Центр» спикер даже продемонстрировал видеоролик суперсовременного офиса, в котором располагается компания.

Касательно второй претензии со стороны регулятора — нулевой стоимости технической поддержки (ТП), Дмитрий Зарахович поясняет, что ТП уже включена в стоимости проекта. И это полностью отвечает Хозяйственному кодексу. Именно такая форма поставки есть гарантией того, что ТП будет оказана качественно и в срок. К тому же, в договоре указано, что за нарушение условий по качеству предоставления услуг, заказчик имеет права наложить на исполнителя штраф в размере 20% от из стоимости.

«Мы предложили модель, в которой УДЦР имеет нулевые риски. Потому что ТП уже оплачена и вендоры несут ответственность за поддержку систему. Даже если с нашей компанией что-то случится, то УДЦР все равно будет получать полноценную техподдержку. Таким образом, претензии регулятора совершенно не обоснованы, ведь мы не предоставляли какой-либо недостоверной информации, мы действительно обеспечиваем ТП в течение трех лет по нулевой стоимости. Предложенное нами решение почти в 2 раза дешевле, чем у победителя, притом функционально системы Mediafon и Teletech одинаковы».

Тарас Притула, советник по экономическим вопросам Посольства Республики Словении акцентировал, что Teletech — это известная словенская компания, решения которой используются во многих странах. Что особо важно, система от Teletech полностью готова к применению в Украине, что значительно сокращает сроки внедрения MNP.

Компания «Эс Ай Центр» подала жалобу в Антимонопольный комитет Украины и этот орган принял ее к рассмотрению. Окончательное решение по жалобе будет оглашено 2 марта сего года.

Точка зрения компании «Технический центр Интернет»

Александр Степанов, заместитель директора «Технический центр Интернет», также взявший слово на вышеупомянутой пресс-конференции, заявил, что требования в тендере были изначально избыточны, поскольку его условиями предусмотрено фактически построение двух (а если с площадкой администратора — то трех) защищенных узлов. Но зачем строить новые защищенные узлы, если они уже есть в стране? Причем как минимум один из них — государственный, находящийся в ведении УСС. Мало того, на площадке УСС уже расположен веб-сервер УГЦР. Вторая защищенная площадка принадлежит «Датагрупп», и на ней расположены серверы УГЦР, которые обслуживают систему контроля ввоза мобильных терминалов на территорию Украины (так называемая база ИМЭИ), которая уже имеет сертификат КСЗИ от ДССЗЗИ. То есть, УГЦР уже использует минимум две защищенные площадки. Но в этом тендере планируется создать еще две, абсолютно новые.

То же самое касается требования по защите информации — ведь в центральной базе данных, которая необходима для работы MNP, будет содержатьсятолько номер телефона и раутинг-номер переадресации на оператора. Потому совершенно непонятно, зачем прописаны такие строгие требования по шифрованию.

Кроме того, в УГЦР уже используется огромное количество серверов, включая мощные серверные кластеры IBM с распределенной нагрузкой. Поэтому более логично нарастить мощность этих серверов, в том случае, если их вычислительной мощности не будет хватать. Однако и тут УГЦР пошел совсем по другому пути: фактически прослеживается четкая стратегия увеличить стоимость проекта. А как известно, чем больше стоимость — тем большую долю от этой суммы можно увести «налево».

«C самого начала мы говорили, что тендер был сделан под «Медиафон». И первый тендер не состоялся именно потому, что решение «Медиафон» оказалось самым дорогим. Чем больше сейчас заплатит УГЦР, тем больше потом будет платить украинский потребитель, даже не оператор, а именно потребитель», — резюмировал Александр Степанов.

Компания «Технический центр Интернет» (ТЦИ) подала иск в Хозяйственный суд г. Киева с требованием признать процедуру закупки недействительной. По результатами заседания суда, которое состоялось 1 февраля, решений пока не выносилось. Продолжение рассмотрения иска состоится 22 февраля. Как отметили в компании, одна из причин переноса рассмотрения — Ответчик не предоставил своевременно свои возражения на иск, поэтому ни суд, ни Истец не смогли с ними ознакомится.

Что сколько стоит?

Поскольку разница между самым дорогим и самым дешевым решением, поданным для рассмотрения на тендере, составляла почти 8 млн грн (107 млн и 27 млн), компания «Эс Ай Центр» пошла на беспрецедентный шаг и раскрыла точную стоимость все компонентов своего решения, общая стоимость которого составила 39,5 млн грн. С деталями проекта можно ознакомиться на трех диаграммах, представленных ниже.

Стоимость оборудования


Стоимость программного обеспечения


Как видно из графиков, свыше 50% от стоимости решения — 22,146 млн грн — составляет специализированное ПО для выполнения процедуры MNP, все остальное — вспомогательные компоненты. Стоимость базового ПО и оборудования, которое необходимо для работы системы MNP, составляет примерно 17,5 млн грн.

Свою прибыль в проекте компания «Эс Ай Центр» оценивает на уровне примерно 5 млн грн, то есть около 13%. Правда, на момент подачи заявки в тендер маржинальность была чуть больше, однако инфляция сократила маржу.

Позиция операторов: «Мы за ценой не постоим»

Хотя оплата оборудования и ПО для внедрения услуги MNP осуществляется за деньги мобильных операторов (каждый вносит свою долю пропорционально текущему количеству обслуживаемых абонентов), и, казалось бы, операторы заинтересованы, чтобы на тендере под предводительством УГЦР победило самое дешевое решение, они заняли нейтральную позицию. Так, в пресс-службе «Киевстара» нам сообщили, что «качество решений, предложенных участниками тендера, оценивала комиссия экспертов УГЦР и НКРСИ. Оснований не доверять экспертизе телеком регулятора у нас нет. Сейчас важно, чтобы администратор Централизованной базы данных мог приступить к работе. Он должен разработать техническую модель услуги, инструкции, рекомендации для телеком операторов по оборудованию и программному обеспечению».

Пресс-служба Vodafone-Украина также не вдавалась в финансовые подробности решения: «Мы как оператор заинтересованы в том, чтобы этот процесс завершился как можно быстрее, ведь MNP — это уже очень давняя история. С выбранным подрядчиком мы напрямую не сталкивались, поэтому оценить их способность по реализации такого проекта не можем. Судя по реализованным проектам в других странах, определенный опыт у них есть. Что касается деталей, то в данный момент УГЦР дорабатываем порядок предоставления услуги — новых технических подробностей еще нет ни у кого»

В Lifecell заявили, что главное — это скорейшее внедрение услуги в Украине. «Мы заинтересованы в том, чтобы эта услуга была поскорее введена в Украине.Мы отстаем на 20 лет от мировой практики. Мы (то есть потребители) теряем здесь сотни миллионов гривен, и поэтому стоимость решения в тендере не имеет очень большого значения. Задача регулятора — максимально быстро ввести эту услугу, если переход будет быстрый и безболезненный, то это усилит борьбу оператора за абонента. 70 млн грн для отрасли — это небольшие капиталовложения. Оператор только на лицензию 3G и развертывание сети 3-го поколения потратил несколько миллиардов гривен, и намерен тратить и в дальнейшем».

Впрочем, хотя представители УГЦР после своей пресс-конференции заявили, что мобильные операторы полностью поддерживают сделанный на тендере выбор, на самом деле это не совсем так. Убедиться в том можно, просмотрев видеозапись мероприятия. Почти все выступающие лишь заявили, что одобряют скорейшее внедрение услуги MNP, но практически никак не прокомментировали итоги самого тендера.

Коварство украинских гостендеров

Государственные организации стали проводить тендеры в Украине намного более прозрачно и публично, это отметили все участники. Так, Дмитрий Зарахович указывает, что «мы не имеем претензий к прозрачности и публичности процедуры торгов – тут можно ставить УДЦР в пример всем госкомпаниям, как образец публичности. Все документы по тендеру публиковались на официальном веб-сайте организации, а процедуры раскрытия тендерных предложений и объявления результатов торгов первого несостоявшегося тендера и второго тендера со спорным результатом транслировались в режиме онлайн в YouTube».

Тем не менее, результаты самих тендеров все же иногда оказываются шокирующими. Например, в начале 2015 года государственное предприятие «Укрпошта» объявило тендер на предоставление услуги «Платформы частного облака». Победителем в тендере признали ТОВ «Анте Медиам» с ценой 6,7 млн. грн, хотя компания De Novo предложила цену на 700 тысяч грн меньше. Однако De Novo сняли с торгов под предлогом неправильно оформленных документов, якобы в ее пакете документов не подана техническая спецификация, что является основой коммерческого предложения. А копию документации, в которой спецификация все же присутствовала, в «Укрпочте» принять отказались. И это притом, что De Novo, согласно данным IDC, является лидером на рынке коммерческих ЦОД и облачных услуг в Украине.

Похожая ситуация сложилась и на пресловутом тендере MNP: двух неугодных участников торгов отстранили под формальными и надуманными причинами. При этом разница между самым дешевым предложенным решением и решением от победителя составила не 700 тысяч, а десятки миллионов гривен. Особо ситуацию усугубляет тот факт, что о планируемой победе малоизвестной фирмы «Диалинк» с решением «Медиафона» говорили задолго до подведения итогов торгов. И говорили неспроста: как выяснил ресурс «Наші гроші», учредителями «Диалинк» являлись Лариса Ямчукова и Татьяна Нечипорук (первая уже вышла из учредителей, а вторая все еще осталась в учредителях). Так вот, Лариса Ямчукова — это жена председателя Государственной миграционной службы Сергея Радутного, назначенного на должность в марте 2014 года. В свою очередь, Т. Нечипорук является патентным соавтором и партнером одиозного экс-депутата Київради Геннади Ильина.

Известно, что участие в тендере — процесс не простой. Необходимо подать десятки различных юридических документов, выдержанных в строго указанной форме. Сделать это достаточно сложно, и у заказчика — государственной компании, проводящей торги — всегда есть возможность придраться к какой-либо мелочи и под надуманной причиной отстранить «неугодного» участника от торгов. Либо наоборот, закрыть глаза на какие-либо недостающие докунметы. Например, к участию в данном тендере была допущено предложение компании Ericsson, хотя у них отсутствовала смета. А наличие сметы — это обязательный пункт тендерной документации.

И здесь уже не имеет значения, проводится ли тендер прозрачно и публично, или же решение принимается в «темную». Скорее наоборот, государственный заказчик заинтересован провести процедуру торгов публично, в режиме прямой видеотрансляции и т.д., чтобы отвести от себя любые подозрения. Ведь часто квалификационные критерии и технические условия разрабатываются непосредственно будущими победителями тендера, и «в кулуарах» решение уже давно принято, а сама процедура торгов — лишь формальность.

Что ждет MNP?

Как упоминалось выше, по результатам тендера компанией «Технический центр Интернет» был подан иск в Хозяйственный суд г. Киева с требованием признать процедуру закупки недействительной. Рассмотрения иска состоится 22 февраля, но не факт, что там будет принято окончательное решение.

В свою очередь, компания «Эс Ай Центр» подала жалобу в Антимонопольный комитет Украины, рассмотрение которой состоится 2 марта. Тарас Притула, представитель Посольства Республики Словении заявил, что посольство будет внимательно отслеживать ситуацию, которая сложилась с данным тендером, и информировать об этом соответствующие европейские органы. «Мы надеемся, что АМКУ примет справедливое решение, и никто не сможет обвинить госорганы Украины в коррупции».

Кроме того, 12 февраля жалобу в АМКУ подала и польская компания T4B. Согласно сообщению антимонопольного ведомства, жалоба принята к рассмотрению и должна быть рассмотрена в течение 30 рабочих дней, до 25 марта 2016 года.

Если АМКУ примет решение отменить результаты тендера, УГЦР имеет право обжаловать данное решение в суде. Очевидно, что подобные судебные споры затянут внедрение MNP минимум на месяц, а может быть и гораздо больше, если УГЦР будет вынужден провести повторный тендер.

Источник : PSWEEK