Почему города «тонут» после ливней и что с этим делать? Опыт мировых...

Почему города «тонут» после ливней и что с этим делать? Опыт мировых мегаполисов

Загрузка...

Случай Киева – далеко не единственный в мире, где обильные ливни имеют катастрофические последствия в силу недостатков городского планирования.

Почему города «тонут» после ливней и что с этим делать? Опыт мировых мегаполисов

Сильный ливень в Киеве, который 25 июля парализовал город и нанес ощутимый ущерб его инфраструктуре, стал настоящим вызовом для властей столицы.

Мэр Виталий Кличко признал, что город недостаточно готов к подобной непогоде – в частности из-за проблемы с ливнестоками и системой канализации, – хотя и сослался на “чрезвычайный” характер ситуации. По данным главы управления по вопросам чрезвычайных ситуаций КГГА Романа Ткачука, 25 июля в украинской столице за три часа выпала трехмесячная норма осадков.

Однако случай Киева – далеко не единственный в мире, где обильные ливни имеют катастрофические последствия в силу недостатков городского планирования, а также проблем с подземными коммуникациями.

НВ собрало основные причины регулярного “подтопления” мегаполисов из-за дождей, а также лучшие примеры мирового опыта решения подобных проблем.

Почему “плывут” мегаполисы – три причины

1. Стремительная урбанизация и “бетонирование” городов

В августе 2017 года около 2 тыс. человек были эвакуированы из американского Хьюстона – мегаполис и пригороды затопило после сильных ливневых дождей, вызванных ураганом Харви. Однако причиной катастрофической ситуации стало не только стихийное бедствие, но и проблемы самого города, пришли к выводу американские специалисты. Ведь в течение последних лет Хьюстон регулярно подтапливало после мощных ливней – последствия Харви стали как минимум третьим крупным наводнением за последние три года.

Корень этой проблемы – стремительное разрастание города в последние десятилетия, за которым не поспела городская дренажная система. К тому же, урбанизация резко сократила объем зеленых зон в Хьюстоне – на смену им пришли бетонные и асфальтные покрытия, не способные впитывать воду. Об этом в комментарии американскому изданию Voxрассказал Фил Бэдинт – инженер, возглавивший научную группу в местном Университете Райса, которая занималась изучением хьюстонских наводнений.

“У нас было много скачков развития в 60-х, 70-х, 80-х годах, создавших эту бурную городскую экспансию, – пояснил Бэдинт. – Строительство шло по примеру Дикого Запада. Дренажная система не поспевала”.

С 2000 года население мегаполиса вместе с ближайшими пригородами выросло почти вдвое, достигнув 4 млн жителей. “Хьюстон залил бетоном прибрежные прерии, которые раньше впитывали [дождевую] воду”, – писал The Economist. С 2010 года там построили более 8,5 тыс. зданий.

2. Халатность чиновников и коррупция, мешающие городскому планированию

В декабре 2015 года сезон мусонных дождей принес настоящее бедствие в индийский мегаполис Ченнаи, где живет около 5 млн человек.

Ливни затопили большую часть города, в некоторых местах вода достигла уровня 1,5-2 м. Около 60% жителей остались без электричества, 40% – без мобильной связи. В мегаполисе закрыли все образовательные учреждения, остановили заводы и фабрики, закрыли аэропорт, практически прекратилось транспортное сообщение. Жертвами наводнения стали более 300 человек.

Причиной бедствия в Ченнаи в 2015 году впоследствии назвали бесконтрольную застройку города и коррумпированность властей / Фото ЕРА

Причиной бедствия в Ченнаи в 2015 году впоследствии назвали бесконтрольную застройку города и коррумпированность властей / Фото ЕРА

И хотя объем выпавших осадков действительно был чрезвычайным, расследование катастрофы указало на то, что к ней привели прежде всего последствия хаотичного развития Ченнаи – бесконтрольного со стороны властей. В то время как для прибрежного города было критически важно сохранить естественные пути оттока воды – низинные поймы окрестных рек и болотистые заводи в окрестностях города.

По данным местной исследовательской группы Care Earth, площадь застройки города за последние десятилетия выросла в девять раз – с 47 кв.км в 1980-м до 402 кв.км. в 2012-м. При этом площадь окрестных водно-болотных угодий, являющихся естественной дренажной системой Ченнаи, за это время сократилась в 2,5 раза – с 186 кв. км до 71 кв. км.

Как было отмечено в докладе комитета индийского парламента по итогам анализа ситуации в Ченнаи, “посягательство на озера и русла рек сыграло ключевую роль в провоцировании сильнейших наводнений в Ченнаи”.

В документе также было подчеркнуто, что уроки подтопления Ченнаи должны “открыть глаза” другим мегаполисам и подтолкнуть их власти “проверить мафию”, вовлеченную в “незаконную узурпацию водных объектов для бизнеса в сфере недвижимости”.

В статье для ВВС один из местных активистов приводит примеры подобных коррупционных схем, повлиявших на развитие города: так, в 2017 году 1 тыс. акров земель, принадлежащих местному государственному порту и являвшихся частью дренажной системы города, были с нарушением закона отданы под коммерческую застройку.

3. Загрязнение, неисправность, ветхость городских водостоков

В августе 2017-го проливные дожди парализовали деловую столицу Индии – город Мумбаи, расположенный на побережье Аравийского моря. Многим жителям пришлось передвигаться по городу практически вплавь. Был полностью заблокирован общественный транспорт, закрыты школы, университеты, большинство административных учреждений. Остановилось железнодорожное сообщение, а многие рейсы, вылетающие из местного аэропорта, отменили.

Это наводнение стало иллюстрацией ситуации, многократно повторяющейся в Мумбаи в последние годы, и заставило говорить о критических проблемах инфраструктуры города.

Индийский Мумбаи все чаще страдает от серьезных подтоплений после ливней / Фото ЕРА

Индийский Мумбаи все чаще страдает от серьезных подтоплений после ливней / Фото ЕРА

Городская система ливневой канализации индийского мегаполиса представляет собой сеть поверхностных и подземных стоков, а также каналов, через которые происходит отток дождевой воды в городские ручьи, реки (Улхас и Митти) или прямо в Аравийское море.

При этом важнейшей частью дренажной системы Мумбаи является река Митти – “линия демаркации между городом и его пригородами”, как пишет The Times of India. После масштабного наводнения 2017 года издание напоминало, что за последние годы практически вся она забилась твердыми отходами и пластиком.

Именно это стало приводить к регулярным наводнениям в Мумбаи даже в тех случаях, когда осадки не превышают сезонную норму. “До тех пор, пока [водосточные] каналы не будут расширены, а проблема пластика [в дренажной системе] – решена, других усилий может быть недостаточно”, – отмечает The Times of India.

Как решить проблему – три новаторских способа

1. Развитие “губчатых” городов

После катастрофического наводнения в Пекине в 2012 году лидер Китая Си Цзиньпин объявил в декабре 2013-го о введении национального плана по борьбе с подтоплениями китайских городов – он спонсируется из государственного и местных бюджетов.

Здания оснащают “зелеными” крышами с насаждениями, впитывающими влагу – их общая площадь в Шанхае должна достичь 400 тыс. кв. м

Согласно этому плану, во время модернизации инфраструктуры дренажа мегаполисов следует уделять первоочередное внимание сохранению естественных водных ресурсов и зеленых зон города, а также оснащать улицы городов покрытиями, которые бы способствовали естественному впитыванию дождевых вод – подобно губке – вместо непроницаемого бетона.

В качестве пилотных городов проекта Sponge City были выбраны 16 городов Китая: 20% из них должны полностью соответствовать “губчатому” формату к 2020 году, остальные 80% – к 2030. При этом все 16 мегаполисов должны были внедрить новации на пилотных участках уже к 2017-му.

Одним из самых ярких примеров таких новшеств стал Шанхай, где полностью преобразили район Линганг. Здесь потратили около $120 млн на дороги с водопроницаемым покрытием,организовали огромные водно-парковые зеленые зоны, поглощающие ливневую воду, оснастили тротуары сетчатой плиткой, сквозь которую растет трава, а вода проникает прямо в почву.

Кроме того, в этом районе Шанхая появилось искусственное озеро, помогающее аккумулировать потоки воды во время ливней, а здания оснащают “зелеными” крышами с насаждениями, впитывающими влагу – их общая площадь должна составить 400 тыс. кв. м.

Проект преобразования округа Цюйчжоу в китайской провинции Чжэцзян / Фото turenscape.com

Проект преобразования округа Цюйчжоу в китайской провинции Чжэцзян / Фото turenscape.com

Программу Sponge City Китаю помогают осуществлять инженеры из Германии – аналогичные меры воплощают также в Берлине и других немецких городах.

2. Разделение дождевой воды и канализационной системы

Подобное разделение требует объемных инженерных усилий – закладку отдельных труб для ливневых вод и канализации – однако позволяет улучшить управление водными ресурсами города. В частности, станции очистки сточных вод не перегружаются большим количеством ливневых вод во время сильных дождей.

Новые трубопроводы уже прокладывают в канадском Ванкувере / Фото wavin.com

Новые трубопроводы уже прокладывают в канадском Ванкувере / Фото wavin.com

Такую практику внедряют, к примеру, в канадском Ванкувере. Провинция Британская Колумбия, где находится этот мегаполис, поставила цель к 2050 году полностью справиться с проблемой переполнения сточных систем города из-за сильных дождей.

3. Инновационные “двойные” тоннели

В начале 2000-х годов Куала-Лумпур – столица Малайзии – регулярно страдала от разрушительных наводнений после сильных дождей. Многолетняя проблема мегаполиса была связана с проблемой регулирования стока ливневых вод и заторами на улицах города.

Для решения этой проблемы в 2004-2007 годах в мегаполисе был построен уникальный проект – тоннель двойного назначения SMART (Stormwater Management and Road Tunnel) протяженностью почти 10 км. Его строительство обошлось в $ 600 млн.

Верхняя часть тоннеля - обычная автострада, нижняя - ливневый сток / Фото Emran Kassim via Flickr

Верхняя часть тоннеля – обычная автострада, нижняя – ливневый сток / Фото Emran Kassim via Flickr

Нижняя часть тоннеля служит для отвода паводковых вод от места слияния двух основных рек, протекающих через центр города, тогда как центральная его часть представляет собой двухъярусный автодорожный тоннель, разгружающий транспортные заторы у главных южных ворот по направлению к центру города.

Тоннель SMART может работать в трех режимах. В первом необходимость отвода воды отсутствует. В условиях умеренных дождей активируется второй режим: вода отводится через тоннель в нижней части магистрали, тогда как трасса остается открытой для автотранспорта. В случае же сильных стихийных бедствий тоннель полностью закрыт для автомобилей и все три уровня общей емкостью 3 миллиона кубометров служат для отвода критических объемов воды.

facenews.ua


Шановним патріотам і тим, хто бажає підтримати Україну і знати набагато більше ?!!!!

Підтримай українский проект –лайк на сторінку, ставай одним з нас, ставай поруч з нами!!! Слава Україні!

Приєднуйтесь до обговорення новин у Фейсбуці:  Група УКРАЇНЦІ – ЄДНАЙМОСЯ! Фейсбук. Підтримай Україну! Тисни лайк та поширюй!

Приєднуйтесь до обговорення новин у Фейсбуці: POLITINFO