Как работает почта в условиях АТО!

Как работает почта в условиях АТО!

Загрузка...

О том, как работает почта в условиях АТО, сколько километров в день проходят почтальоны пешком и сколько при этом получают, рассказывает и. о. гендиректора госпредприятия почтовой связи Игорь ТКАЧУК.

Вот уже год у «Укрпочты» нет полноценного руководителя — в смысле облеченного всей полнотой власти. Еще в марте 2014 г. гендиректор предприятия Константин Кривенко, считавшийся протеже Сергея Арбузова, написал заявление об увольнении, после чего его заместитель Валерий Солод стал исполняющим обязанности.

Но буквально через месяц, в апреле прошлого года, и. о. руководителя государственного предприятия почтовой связи назначили Михаила Панькива. В мае он заявил, что финансовое самочувствие компании оставляет желать лучшего, и решительно взялся за реформу вверенной ему отрасли. (Более подробно о реформировании «Укрпочты» читайте, пожалуйста, в №50 от 12.12.2014).

Однако 19 декабря, ровно через неделю после выхода того интервью, Панькива отправили в отставку (искренне надеемся, что это так совпало), а исполняющим обязанности стал его заместитель Игорь Ткачук. Но 17 января Мининфраструктуры объявило конкурс на должности руководителей предприятий, находящихся в сфере управления министерства, — международных аэропортов «Борисполь» и «Львов», «Укрзалізниці», а также «Укрпочты».

Случиться может всякое, конкурс на пост генерального директора госпредприятия почтовой связи — 190 человек. И я решил на всякий случай узнать у Игоря Ткачука — продолжается ли дело его предшественника.

Долюшка женская

Игорь Ткачук констатирует — в последнее время увеличилось количество нападений на почтальонов и даже на почтовые отделения— Игорь Витальевич, насколько успешно идет реформирование госпредприятия почтовой связи? И вообще — идет ли?

— Да, сейчас продолжается работа по модернизации предприятия, всего начато около десяти проектов. Но если бы в почтовой отрасли все было хорошо и гладко, то не было бы и кадровых изменений, — честно признается руководитель «Укрпочты». — Модернизация требует больших капитальных инвестиций, брать их, как вы понимаете, негде — время довольно тяжелое, но кое-чего нам удалось добиться.

С 1 января в новом формате начала работать наша курьерская доставка, установлены ее четкие сроки. Идет автоматизация почтовых отделений, по количеству которых — 11800, никто в Украине не может с нами сравниться. Мы доставляем корреспонденции больше, чем все коммерческие почты вместе взятые. Вообще скажите — какая частная фирма повезет в село письмо? Никакая. Потому что там дороги нет, транспорт неизвестно как ходит. А у нас почтальоны есть в каждом населенном пункте.

— Ваши люди, значит, могут добраться куда угодно, причем без транспорта и по бездорожью?

— У нас бывает так, что почтальон проходит пешком до 17 км в день. И работать должен в любую погоду. К сожалению, в основном это женщины, мужчины на такую работу идти не хотят. Зарплата маленькая: от 600 до 1500 грн. в зависимости от загруженности. Объемы письменной корреспонденции падают, газеты не выписывают — соответственно и зарплата. Люди работают на 0,8, 0,5 ставки, 0,3 ставки… Я на всех совещаниях говорю, что надо научиться зарабатывать деньги. Потому что вечно экономить — не получится.

— Тогда вернемся к реформированию, которое должно помочь отрасли зарабатывать. Что сделано еще?

— Недавно в Виннице в торговом центре мы открыли первое отделение нового формата: там всего на 4 кв. м принимаем посылки, письма. Мы платим аренду, но минимальную. Хотим, чтобы таких мини- и даже микроотделений связи было как можно больше — в аптеках, на автозаправках, в небольших магазинчиках и т. д.

С февраля все тендеры, торги, которые проводит «Укрпочта», проходят с online-трансляцией. Все это сохраняется в YouTube, процесс может посмотреть любой желающий. Мы уже на выходе подписания договора с Китаем об интернет-торговле и доставке товара из рук в руки. Это для нас новый рынок. Уже закрыт проект, направленный на оптимизацию логистических процессов, это позволит экономить 45 млн. грн. ежегодно.

— Что именно вы сделали?

— Вот, скажем, у нас есть доставка. Есть центральные, магистральные маршруты и второстепенные. Вместо того, чтобы везти почту отдельно на Харьков или на Артемовск, берем одну машину с прицепом и едем по магистральному в Харьков, затем уходим на Донбасс. И так по всем направлениям.

— Кстати, насколько тяжело работать сейчас в Луганской и Донецкой областях? Доставляете ли посылки, корреспонденцию в Автономную Республику Крым?

— Это украинская земля, наша территория, но она аннексирована. И сейчас мы не работаем с Крымом — запрещено, есть соответствующее постановление Кабмина.

Насчет Донбасса — достаточно сложный вопрос, но он решается. Основные дирекции, инфраструктура, все это находилось в Донецке и Луганске, т. е. городах, которые сегодня не контролируются украинской властью. И теперь нам приходится с нуля создавать две дирекции. В сентябре прошлого года Луганская перенесена в Северодонецк, а Донецкая — в Славянск.

Помещения сейчас арендуем, делаем ремонты. Автомобили, оргтехника, другое имущество — всего этого удалось вывезти очень мало. Из Луганска вообще ничего не вывезли, даже персонал оттуда не уехал.

— А из Донецка сотрудники все-таки уехали?

— Да, но небольшая часть. Вообще очень тяжело. Я 1 декабря был в Славянске, люди жили в пионерском лагере, отопления не было, температура — минус 8—10 градусов, спали и работали в одном месте. Ужасные условия. Сегодня там уже подвели отопление, отвели место для сна, потому что люди с детьми переселялись. Кстати, с начала проведения АТО «Укрпочта» передала на Донбасс почти 50 т гуманитарной помощи, более 1,4 млн. грн.

— Как работают в условиях антитеррористической операции простые почтальоны? Пенсии, корреспонденцию доставлять ведь надо. Это небось сложнее, чем в дирекции сидеть.

— Туда, где боевые действия, естественно, почтальоны не идут. На нашей территории почта работает, мы просим Геннадия Москаля договориться с военными, чтобы они нас сопровождали. С оружием, иногда даже с бэтээрами. Во время прекращения огня тоже работают выездные группы, которые обеспечивают выплату пенсий.

Меры безопасности при приеме посылок значительно усилились, теперь к работе привлекают кинологов
Меры безопасности при приеме посылок значительно усилились, теперь к работе привлекают кинологов

— Как я понимаю, это в основном женщины. Работающие за 500 грн.

— Да.

— Работа почтальона вообще довольно опасная. Судя по вестернам, в XIX в. в США только и делали, что грабили почтовые дилижансы. Сейчас у нас тоже почти дикий запад. Наверное не ошибусь, если скажу, что риск подвергнуться нападению для почтальона сильно возрос…

— Увы, это действительно так. В связи с ухудшением экономической ситуации в стране количество нападений на наших людей увеличилось. К счастью, пока в проценты, а не в разы. Но тенденция неприятная. Растет количество нападений не только на почтальонов, но и на почтовые отделения. Сейчас в Одесской области действует какая-то шайка, этим занимается следственная группа. Мы тоже с этим боремся, у нас есть собственная служба безопасности.

— Есть ли у почтальонов средства самозащиты?

— Наши сотрудники могут за себя постоять. Но какие у них средства личной защиты — я не имею права говорить. Да и нужно ли? Злоумышленники узнают, сделают определенные выводы, будут действовать как-то иначе.

— Насколько усилились меры безопасности при приеме посылок? На предмет выявления оружия или взрывчатки.

— Во-первых, было принято решение, что все посылки мы принимаем для отправления в открытом виде, с обязательной проверкой вложения. Сортировщикам почты периодически проводят инструктажи: существует ряд признаков, по которым можно определить, что в посылке или письме что-то запрещенное. В дирекции обработки и перевозки почты (она находится в Киеве возле железнодорожного вокзала) также существует ряд технических приспособлений, которые мы используем для контроля состава отправлений. Кроме того, недавно мы начали привлекать к работе кинологов.

— Что-то незаконное выявляете?

— Конечно. Каждую неделю. Вообще, как показывает мировая практика, если в стране вооруженный конфликт, сразу туда-сюда начинает курсировать оружие. Часто попадаются запчасти к огнестрельному оружию. Видимо, пересылают разными посылками автомат, к примеру.

Принимать коммунальные платежи почтальоны могут и на дому
Принимать коммунальные платежи почтальоны могут и на дому

Топливный кризис

— Сейчас дорожает абсолютно все. Когда нам стоит ожидать повышения стоимости почтовых услуг?

— В самое ближайшее время. На днях было заседание комиссии, которой мы презентовали наше предложение по повышению цен на универсальные услуги. Мы рекомендуем поднять их на 10—15%. С учетом того, что будет подорожание газа в разы, это, наверное, немного. У нас сейчас, кстати, трудности с топливом.

— Понятно, ведь дорожает.

— Дело даже не в этом. Большие проблемы с тендером (подробности, пожалуйста, см. в материале «Почта слетает с колес»).

— Какие у предприятия глобальные, системные проблемы?

— Главная — зависимость от регуляторов. К сожалению, существующая организационно-правовая структура сдерживает возможности для развития предприятия, затрудняет работу с кредитно-финансовыми учреждениями, делает невозможным сотрудничество с частным капиталом.

— У вас, кстати, много сейчас конкурентов?

— На рынке почтовых услуг в Украине работает около 20 достаточно крупных игроков. Каждый в своем сегменте рынка. Одни компании, например, перевозят грузы, другие доставляют счета, кто-то специализируется на посылках за границу.

Цены у нас достаточно демократические, если сравнивать с конкурентами — довольно скромные. Но почему люди от нас уходили раньше? Потому что все, даже за небольшие деньги, хотят хорошего качества — и обслуживания, и сервиса, и скорости доставки.

— Но все равно, как мне представляется, на данном этапе коммерческие структуры вас переигрывают.

— Мы сильнее. Но об изменениях в «Укрпочте», новых услугах и так далее мало кто знает. Частные фирмы просто бомбят своей рекламой. А у нас в прошлом году рекламный бюджет составил ноль гривен. И в этом году тоже.

— Насчет новых услуг. В России, насколько я знаю, для пожилых жителей удаленных районов, куда письмо может неделями идти, обсуждается следующее: посылаешь в отделение почты e-mail, его там распечатывают и приносят адресату. Насколько актуальна для Украины такая услуга?

— Вот я вам только что о рекламе говорил. У нас подобная услуга называется «электронное сообщение», внедрена еще в 1999 г., 16 лет назад! Но ею мало кто пользуется, сейчас любая бабушка с мобильным телефоном.

— Одна из статей дохода «Укрпочты» — прием коммунальных платежей, происходит это в отделениях связи. Я сам, кстати, ими часто пользуюсь — очередей меньше. А может ли человек оплатить счета у почтальона, когда он, например, пенсию принес?

— Конечно может. И коммунальные, и телефон. Если есть переносной кассовый аппарат, то прямо на месте. Но в селах, где все друг друга знают, а почтальона — особенно, обычно делают так — берут деньги, а на следующий день приносят квитанцию.

— Довольно личный вопрос. Просто замучил спам, постоянно в моем почтовом ящике — какие-то рекламные газетки и листовки. А если я среди них квитанцию не замечу или письмо от интернет-провайдера, и все скопом выброшу? Да и вообще неприятно. Ключ я делал в «Укрпочте», а ящик — как проходной двор. Кому он, собственно, принадлежит?

— По закону право доступа к почтовым ящикам имеет исключительно почтальон. И мы бы хотели, чтобы они принадлежали нам, но, к сожалению, ящики — собственность жэков. А им, конечно, тяжело отказать в любезности коммерческим фирмам. Или, тем более, кандидатам в депутаты. Вот и делятся ключами.

Справка «2000»

Украинское государственное предприятие почтовой связи «Укрпочта».
01001, Киев, ул. Крещатик, 22. Тел. (044) 323-2020, «Горячая линия» (044) 32-32-099.
www.ukrposhta.com, [email protected]

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ «УКРПОЧТЫ»