«Министры-иностранцы» и «ссора» с Кавказом

«Министры-иностранцы» и «ссора» с Кавказом

Загрузка...

Осознанный выбор молодой демократической страны или аномальный прецедент «колониального вторжения»? Нужны ли Украине министры из Латвии, США и Грузии?

После месяца работы нового правительства сделать однозначные выводы никто не решается, у новоназначенного истеблишмента пока остаются и сторонники, и противники.

Беспрецедентные назначения

По мнению украинцев, в украинской политике произошло беспрецендентное событие — лидеры страны впервые за ее постсоветскую историю не только пригласили на помощь иностранных специалистов, но и отдали им министерские портфели. Министрами здравоохранения, экономики и финансов стали бывший гражданин Грузии Александр Квиташвили, Литвы – Айварас Абромавичус и гражданка США Наталья Яресько.

«Я считаю, что это будет позитивным опытом для нашей страны, – заявил бывший луганчанин и ныне советник Министра агрополитики Украины Игоря Швайки, юрист Игорь Чудовский. – Наш менталитет не всегда формировался в лучшую сторону, а люди, которые уже имеют опыт, добились определенного жизненного уровня и результатов в сфере защиты прав человека, естественно, они имеют положительный опыт. Тем более, последние не относятся к странам, которые нам оппонируют. Единственное, чего я боюсь, так это того, что наша коррупционная машина не даст им работать на все сто процентов. Конечно же, им придется ломать систему».

Однако другой луганский активист, майдановец и член общественной организации «Всеукраинское Батальонное братство» Константин Ильченко уверен: привлечение иностранцев в Кабмин – это лишь «способ отвлечь внимание рядовых украинцев от настоящих проблем».

«Проблема в намерении Президента и Правительства сделать реформы. Привлекая иностранцев в Правительство, руководящие лица нашей страны просто нашли «ключик» к сердцу обывателя, поскольку реально заниматься реформами никто не собирается. Я убежден, что данный ход – это просто отвлечение общественного внимания на нужные ориентиры. То есть мы якобы начинаем реформы, но не вносим никакой конкретики. Что такое реформы? Это предложение обществу совершенно новой модели развития экономики в условиях ведения войны. Однако, большинство министров не в состоянии даже выговорить эту фразу. Кроме того, с какими бы благими намерениями не прибыли в наше правительство министры-иностранцы, через месяц-два они станут частью существующей системы, то есть такими же казнокрадами, как и весь Кабмин и Администрация Президента. При этом, какое то время народ будет смотрет на них с надеждой на реформы», – заявил г-н Ильченко.

На данный момент фактическим результатом деятельности министров-иностранцев, кроме нескольких проектов, планов и обещаний, стал госбюджет текущего года, главным автором которого можно считать министра финансов Наталью Яресько.

Яресько: ожидания и реформы

23 декабря Министр финансов Украины Наталья Яресько представила в Раде проект госбюджета и часть реформаторского пакета законодательства.

Г-жа Яресько не скрывает «неутешительных фактов»: Украина находится «в самой тяжелой экономической ситуации за всю историю независимости» – на данный момент Украина уже потеряла около 20% экономики и более 50% промпроизводства на Донбассе; в стране продолжаются военные действия и каждый день приходится изыскивать 100 млн гривен «на войну»; в текущем году 30% всех расходов запланировано на оборону и обслуживание долга страны. Дескать, стабилизировать штормящую экономику страны может лишь помощь международных партнеров, однако, для ее получения нужно запустить структурные реформы.

По словам Яресько, пакет реформаторского законодательства, представленный ею в Раде, ставит три цели: бюджетная и фискальная децентрализация, упрощение налогообложения и детенизация экономики, а также «установление равных правил игры для всех» – в этом случае реализация пакета реформ даст дополнительный ресурс местным бюджетам в размере 22-х миллиардов, сокращение налогов с 22-х до девяти путем отмены и трансформации, а также снижение нагрузки на малый и средний бизнес.

«Вместо шести разных групп на едином налоге, мы создаем три группы и понижаем ставку. Создаем четвертую группу для сельхозпроизводителей. В дополнение вводим мораторий на проверки большинства бизнеса. И самое главное — мы начинаем выравнивать правила игры для всех», – сказала Н.Яресько.

Кроме того, существенным шагом на пути к детенизации экономики является внедрение электронного администрирования НДС, которое, по ее словам, позволит государству бороться с «налоговыми ямами» и наполнить бюджет, а налогоплательщикам упростить ведение бизнеса и избежать давления.

Что касается аграриев, то в агробизнесе сохранится действующий режим налогообложения в соответствии с требованиями Коалиционного соглашения.

Не обошла стороной Наталья Яресько и борьбу с «зарплатами в конвертах». Так, по ее словам, закон о Едином Социальном Взносе является одним из самых ожидаемых бизнесом законов. «Украина — страна с одной из самых больших налоговых нагрузок на зарплату, что обуславливает выплаты в конвертах. Мы начинаем понижение ЕСВ в этом году с 41% средневзвешенной ставки до 25% на сумму превышения месячного дохода более чем две минимальные заработные платы. В течение двух лет мы снизим этот налог до 15%. На первых порах нас ждут потери. Но выход зарплаты из тени и расширение базы в конечном итоге будет иметь положительный фискальный эффект», – заявила Яресько.

Именно Яресько пообещала, наконец, разделаться с тем, на что никто из прежнего руководства страны никак не мог решитися – с «оффшорным раем» для украинских олигархов. Привести крупный бизнес к реальной социальной ответственности, по ее мнению, может введение в действие закона о трансфертном ценообразовании и денонсация соглашения с Кипром.

Однако, вернемся к реальности: в ночь с 28 на 29 декабря парламент принял, а 31 декабря Президент Порошенко подписал новый бюджет страны на 2015г. Доходы согласно подписанному документу должны достигнуть 475-ти миллиардов гривен, что на 26% больше плана 2014-го, однако при этом расходы – составят свыше 527 миллиардов. МВД обещано госфинансирование в 33 млрд грн, Минобороны – 40 млрд грн, Минсоцполитики – более 90 млрд грн.

Дефицит бюджета запланирован на уровне 64 млрд грн, а предельный уровень госдолга – 1,18 трлн грн.

Прожиточный минимум на одного человека составит в январе-ноябре 2015 года 1176 грн, в декабре – 1330 грн. Минимальная зарплата – 1218 грн и 1378 грн соответственно.

Падение ВВП в 2015 году ожидается на уровне 4,3%, инфляция – 13,1%, средневзвешенный курс – 17 грн за доллар.

Не стоит забывать и о долгах Украины: в 2015-м стране необходимо будет вернуть девять миллиардов долларов от суммы валютного долга и по процентам.

В итоге, реакция на принятый бюджет не была однозначной: «Батькивщина» и «Оппозиционный блок» данный документ не поддержали, а глава Кабмина Арсений Яценюк назвал проект бюджета «далеким от совершенства». Вслед за этим бюджет-2015 вполне ожидаемо «напоролся» на шквал критики в соцсетях и средствах массовой информации.

Так, в своем комментарии для Gazeta.ua политолог Андрей Золотарев заявил, что такой бюджет будет «грабить Украину». По мнению г-на Золотарева, документ принят с одной целью – получить деньги Международного валютного фонда.

Недоволен политолог и новыми налогами. По его словам, украинцы получат «неоправданную дополнительную нагрузку», которой будет облагаться «каждая трехкомнатная квартира и автомобиль с объемом двигателя 3,5 тыс. куб. см». «Следствием такого рода деятельности будет риск социального взрыва и сам вопрос существования Украины», – заявил г-н Золотарев.

«Ожидания негативной динамики ВВП связаны и с неразрешенным конфликтом на востоке страны, и с опасениями его разрастания по другим областям. В частности, уже заблокированы производственные мощности, которые невозможно будет компенсировать в 2015 году», – в свою очередь прокомментировала ситуацию эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Мария Сальникова для РБК Украина.

Абромавичус, «украинская команда» и внешняя экспансия

Министр экономики Айварас Абромавичус разъяснил украинским журналистам планы кадрового обновления министерства, отметив, что в команду будут набирать украинцев.

Поскольку «из-за текущих проблем в экономической сфере у большинства украинцев сформировалось отрицательное отношение ко всем предыдущим министерствам», г-н Абромавичус запланировал заменить большинство людей в своей команде. «В Украине есть очень много людей, хорошо понимающих экономику. Я их знаю. Может, некоторых, кого я не знаю, мне будут рекомендовать. Но будет прозрачный процесс, я не вижу никаких проблем с созданием хорошей команды», – сказал Абромавичус.

Однако, 5 января пресс-служба Министерства экономического развития Украины сообщала, что советником министра экономического развития и торговли Украины назначена эстонка Яника Мерило, совмещающая должность управляющего директора Украинской Ассоциации Венчурного Капитала и Прямых Инвестиций, UVCA, эксперта Агентства электронного правительства Украины, члена совета директоров UАngel и советника председателя комитета иностранных дел Парламента Эстонии. В должности советника Мерило будет отвечать за направление привлечения инвестиций, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, координацию международных программ и разработку решений электронного правительства.

Кабинет Министров Украины со своей стороны разработал два сценария экономического и социального развития на 2015-2017 годы. Оба сценария прогноза предусматривают сокращение ВВП по итогам 2015 года, учитывающий падение по всем трем потенциальными источниками экономического роста (потребление, инвестиции, экспорт).

Также в прогнозе по обоим сценариям представлен прогноз основных макропоказателей на 2016 и 2017 годы.

«В целом будет наблюдаться экономический рост по обоим сценариям, но траектория развития прогнозируется разная и зависит от интенсивности внедрения экономических реформ. По первому сценарию прогнозируется рост ВВП в среднем на уровне 2,9% ежегодно, по второму сценарию: 0,7%», – говорится в сообщении пресс-службы.

Однако, для достижения прогнозных макропоказателей необходимо «последовательно и эффективно реализовывать социально-экономические реформы, проводить активную политику внешней экспансии, существенно улучшить инвестиционный климат и преодолеть коррупцию».

Потому Абромавичус поручил сократить количество департаментов Министерства с 24-х до 15-ти. «Соответственно, будет существенное сокращение численности персонала. Это будет не 10 и не 20 процентов, а гораздо больше. Через 2-3 месяца вы увидите наше Министерство новым», – уточнил он.

Реформы Квиташвили: попытка №2

О том, что команда будет создаваться из украинцев, сказал и новый глава Минздрава Александр Квиташвили.

«Хочу, чтобы команда была украинская, чтобы все были гражданами Украины. Главное, чтобы была команда, которая останется в этой стране, которая научит других реформировать», – заявил он журналистам. Квиташвили убежден, что его опыт поможет провести эффективные реформы системы здравоохранения и обеспечит право каждого гражданина на доступную медицину.

«Я работаю в системе здравоохранения уже 15 лет. Все те реформы, которые проходила Грузия, начиная с 1996 года, происходили или под моим руководством или с моим участием. В 2008-2010 годах я был министром здравоохранения, социального обеспечения и труда Грузии, и именно тогда происходили сложнейшие реформы системы здравоохранения. Я уверен, что мой опыт очень поможет Украине», – заявил г-н Квиташвили на брифинге после назначения нового состава Кабинета Министров.

Однако, и данному министру не удалось избежать критики. Основное обвинение – непрофессионализм, – глава Минздрава – историк по образованию. По информации ряда источников, Александр Квиташвили являлся чисто номинальной фигурой на посту Министра здравоохранения Грузии, а его реформы, дескать, «банальная приватизация» инфраструктуры здравоохранения и перевод медуслуг на платную основу.

Журналисты российского издания «Взгляд» связали назначение Квиташвили с «ухудшением украинско-грузинских отношений» – вплоть до увольнения нынешнего посла Грузии в Украине Михаила Уклебы. «Принято считать, что главой министерства может стать только человек, прославившийся какими-то достижениями. Однако никаких великих свершений за новым министром здравоохранения Украины Александром Квиташвили не значится – по крайней мере, так утверждают грузинские власти, где еще не так давно Квиташвили трудился на аналогичном посту. И для Украины это, как ни парадоксально, хорошо. Ведь другие претенденты на высокие посты, имена которых просочились в СМИ, вызвали в Тбилиси бурю негативных эмоций. Все они были не просто грузинами, а людьми из близкого окружения экс-главы Грузии Михаила Саакашвили. Уже ясно, что появление грузина в украинском кабинете министров даром не пройдет», – пишет издание.

Впрочем, не бывает дыма без огня: руководитель грузинского парламентского большинства Давид Саганелидзе заявил о необходимости пересмотра вопроса комплектации кадрами грузинских дипведомств в ряде стран. Об этом депутат заявил журналистам, комментируя информацию о возможной отставке посла Грузии в Украине Михаила Уклебы, передает Грузия online. Как заявил Саганелидзе, «на данный момент в Украине созданы определенные проблемы». «То, что у нас есть проблемы в Украине, это, к сожалению, уже ясно. На данном этапе необходимо проанализировать насколько все это зависело от работы посольства», – заявил Саганелидзе представителям СМИ. Также бывший премьер-министр Грузии Тенгиз Сигуа, по информации «Взгляда», считает, что подобные кадровые назначения Киева не принесут пользы двусторонним отношениям.

Аналогичное мнение высказывает и председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Ираклий Сесиашвили. «Для нас будет неприемлемым назначение на посты в правительство Украины лиц, которые несут политическую ответственность за период пребывания у власти Саакашвили, за существовавший в Грузии антидемократический режим», – заявил депутат.

Кстати, 18 декабря стало известно, что первым замминистра МВД Украины стала грузинка Екатерина Згуладзе-Глуксманн. Замминистра родилась в Грузии, в Тбилиси в 1978 году. В 1992 году получила стипендию по программе Freedom Support Act. В течение года училась в американской школе в штате Оклахома, США. С 2005 по 2012 работала заместитетелем и первым заместитетелем министра, а С 20 сентября по 25 октября 2012 исполняла обязанности Министра полиции и общественного порядка Грузии. 13 декабря 2014 Указом Президента Украины Петра Порошенко получила гражданство Украины. 17 декабря 2014 на заседании Кабинета Министров Украины Згуладзе-Глуксманн была назначена первым заместителем Министра внутренних дел Украины.

Возможно из-за нежелания окончательно портить отношения с Грузией, зависло ожидаемое назначение главой Антикоррупционного бюро Украины Михаила Саакашвили…

В Украине новые «смотрящие»?

Одной из наиболее распространенных версий о причинах назначений иностранцев в Кабмин, в российской и юго-восточной украинской прессе является необходимость установить контроль за потреблением дотационных финансовых потоков с Запада. «Те иностранцы, которые ныне назначены в правительстве, есть никто иные, как своеобразные надзиратели того же МВФ, западных стран за потреблением финансовых потоков. Я не говорю про министра здравоохранения, — это, наверное, исключение. Я имею ввиду министров финансов и экономического развития. Мы дожились уже до того, что иностранные финансовые организации нам не доверяют и присылают своих ставленников для контроля тех денег, которые нам одалживают. В принципе то, что эти деньги будут контролироваться, – это хорошо. Но плохо то, что страну до этого довели, это как-то стыдно», – заявила изданию «Одесская жизнь» экс-депутат Верховной Рады Светлана Фабрикант.

Г-же Фабрикант вторит и нардеп, лидер Правого сектора Дмитрий Ярош, назвавший инициативу Блока Петра Порошенко, связанную с приглашением иностранных граждан в качестве кандидатов в министры, «комплексом неполноценности»: «Мне кажется, что это комплекс неполноценности какой-то определенный. В Украине много достойных людей, которые могут представлять Украину в правительстве».

По мнению российского политолога Ростислава Ищенко, иностранцы в Кабмине – это «люди Порошенко». « Зачем он их завел туда? Чтобы, во-первых, контролировать финансовые потоки, а, во-вторых, количество его голосов в правительстве увеличивается», – заявляет он.

В комментарии для «РИА Новости Украина» политик Сергей Станкевич отметил, что единственным оправданным назначением можно считать лишь пост министра финансов. По мнению эксперта, данное назначение оправдано «формированием дотационного бюджета»: «С назначением иностранного специалиста, в данном случае из США, можно согласиться. Почему? Потому что Украина сейчас формирует свой бюджет, как дотационный, то те страны и международные организации, которые формируют, которые выделяют свои средства для формирования бюджета, вправе проверить, чтобы он расходовался рационально и не уходил налево».

Самая жесткая критика же прозвучала из уст украинского политолога Андрея Дорошенко, который заявил UKRLIFE.TV , что иностранные министры предложенными реформами вообще в конечном счете «разрушат социальную сферу страны».

«Реформы бывают разные. Есть те, которые несут пользу обществу, а есть социальный геноцид под видом реформ. Сейчас в СМИ публикуют некие рабочие документы правительства относительно существенного сужения социальных прав граждан Украины. Если эти документы правдивы, то можно сделать вывод, что иностранные министры были приняты в правительство для того, чтобы уничтожить всю «социалку» в стране. Если эти изменения запустятся, то иначе как социальный геноцид такие действия назвать нельзя. Если под реформами имеют в виду ликвидацию бесплатного здравоохранения и образования, сокращение всех пенсий для ученых и доведение пенсионного возраста офицеров до 60 лет, то это – социальный геноцид, а не реформы. К сожалению, общество пока не увидело никаких антиолигархических реформ, новой прогрессивной налоговой системы, которая бы облагала богатых. Мы не увидели реформ в сфере транспортного ценообразования, продолжают идти коррупционные схемы и выкачка финансовых средств Украины на оффшорные счета», – заявил Дорошенко.

Впрочем, согласно онлайн-опросу, проведенному киевским сайтом «Новый регион», рядовые украинцы, в большинстве своем, пока верят, что иностранные специалисты принесут Украине пользу. Всего в опросе приняли участие 15 327 человек. Из них 61% (9357 )опрошенных заявили, что «иностранцы-профессионалы принесут пользу Украине». При этом 23% (3532) проголосовавших считают, что министры-иностранцы не помогут Украине, а еще 16% (2438) не смогли дать однозначный ответ, увидев в этом и положительные и негативные моменты.

Артем Брюханов, «ОстроВ»